Соборование в православной церкви: что это, для чего проводят

Соборование — специальный ритуал, проводящийся в православной церкви для отпущения грехов, исцеления от душевных и телесных болезней. Проводить соборование может один священник или сразу семь, это зависит от внутренних уставов храма. Проходит обряд по определенным правилам, предварительно необходимо подготовиться к данному мероприятию. История возникновения поможет понять истинную суть ритуала и определить необходимость его проведения.

История возникновения

Изначально соборование имело другое название — елеосвящение. «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека. (см., например: Мк. 2: 3, 5).

Проводили таинство в доме больных, которые не имели физической возможности прийти в православный храм.

С Х века священниками было принято решение разрешить таинство не только над тяжелыми больными, но и над всеми, кто страдает от душевной боли, имеет различные грехи. Такой формат пришел в православную Россию из Греции. Изначально таинство проводили два раза в год: в Великий Четверг и Великую Субботу.

В евангелие есть упоминания о проведении подобных ритуалов, которые проводили апостолы, следуя указу Божьему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12-13 ). Есть упоминание о таинстве в Новом завете, где полностью раскрывается его смысл: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

Предназначение ритуала заключается в отпущении грехов, умысленно и невольно совершенных, исцелении от душевных и физических болезней.

Для кого проводят ритуал?

Ритуал проводят для всех желающих христиан.

На дому священник совершает обряд над умирающим человеком, отпускает все его мирские грехи и готовит душу к загробной жизни.

Для прохождения ритуала необходимо:

  • быть крещеным;
  • быть в возрасте старше 7 лет;
  • быть трезвым (не употреблять алкоголь и наркотики).

Женщины не допускаются к соборованию во время месячынх, в течение 40 дней после родов.

Можно ли прийти некрещеным?

Священники не рекомендуют собороваться здоровым людям, но некоторые склоняются к тому, что каждый здравствующий человек имеет право пройти обряд в Великий Четверг для отпущения грехов.

Все священнослужители единогласны в том, что участвовать в соборование «нечистым» большой грех. Некрещеные люди не ходят под Богом, не имеют своего Ангела-Хранителя, не защищены определенным святым. После прохождения ритуала необходимо вести праведную жизнь и непрестанно молиться, чего не может сделать некрещеный.

Правила проведения

К елеосвящению необходимо готовиться. О таинстве договариваются заранее со священником. Обсуждают место проведения обряда, который можно осуществить в храме или на дому, если человек тяжело болен и не может самостоятельно добраться до церкви.

Придерживаться поста необходимости нет только в том случае, если ритуал не проводится во время Великих постов. Перед началом таинства священник попросит прийти на исповедь и затем благословит на прохождение соборования. Если исповедь не была пройдена до обряда, то ее необходимо совершить после, вместе с причастием.

Во время соборования производится помазание специальным маслом (елеем), сделанным на основе оливкового эфира. Такой продукт считается священным в мире христианства, ранее его использовали в пищу, как лекарство, для зажжения лампадки. Изобилие эфира воспринималось в древности как божье благословение.

Проведение соборования:

  1. Вначале священник благословит православных, пришедших на таинство.
  2. Затем прочитает канон и ектенья (прошение), освящает человека елей.
  3. Читается семь отрывков из Евангелие и Апостола, совершается молитва.
  4. После молитвы проводится крестное помазание маслом, разведенном в кагоре.

Во время помазания батюшка освящает важные части тела (нос, лоб, щеки, губы, грудь, руки).

Обряд повторяется семь раз. После последнего раза батюшка прикладывает евангелие ко лбу христианина и читает молитву, отпускающую все грехи. Без покаяния можно отпустить невольные и забытые грехи, кроме:

  • абортов;
  • убийств;
  • блуда;
  • отказа от веры.

Чтобы отпустить грехи, раскаяние должно идти от сердца, когда человек действительно сожалеет о содеянном. В таком случае по божьей воле может произойти исцеление.

Соборование не гарантирует исцеление души в том случае, если человек утаил свои поступки. Сокрытие произойдет только от батюшки или самого себя, так как Бог знает обо всех грехах и спрятать от него ничего невозможно.

Именно Господь решает, исцелить или нет душу христианина после прохождения обряда, так как «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время!— его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира »).

Соборование проходит около часа. Одеваться прихожанам рекомендуют как в обычные дни посещения храма. Женщины должны быть в платке и юбке ниже колена, в кофте с закрытыми плечами. Мужчинам рекомендовано надевать костюм или строгую одежду.

Мифы о ритуале

Всего существует пять основных выдумок, пришедших из народа:

  1. Таинство проводится только в том случае, если человек находится присмерти. Это ошибка. Обряд проводят для тяжелобольных и желающих очиститься от душевной и физической боли.
  2. Обряд гарантирует полное исцеление. Такое утверждение неверно, выздоровление происходит только по воле Господа. Священник может провести ритуал, но гарантий не дает. Все зависит от искренности и веры человека в момент обряда.
  3. Соборование необходимо младенцам. До семи лет такой обряд обычно не проводят. Исключение составляет тот случай, если ребенок тяжело болен. Возможность проведения соборования обсуждается с батюшкой отдельно. Считается, что младенец до семи лет ходит под Господом и не нуждается в проведении специальных ритуалов, его душа чиста.
  4. После таинства нельзя мыться, иначе эффекта не будет. Такое утверждение неверно. Гигиенические процедуры никак не повлияют на состояние души.
  5. Соборование заменяет исповедь. Такое суждение тоже неверно, так как исповедь — совершенно другой ритуал, который обязательно проводится до или после совершения таинства. Исповедь необходима для отпущения грехов, а соборование для оздоровления души и тела.

Чтобы развеять все мифы и сомнения, необходимо пройти собеседование с батюшкой, задать все волнующие вопросы. Во время беседы священник разъяснит общие правила проведения таинства.

Отличие от миропомазания и исповеди

Миропомазание и исповедь — два совершенно разных таинства, которые проводятся независимо друг от друга. Обычно миропомазание делают сразу после обращения в веру младенца или взрослого человека. Вместе с миропомазанием человеку даются дары Святого духа, помогающие укрепиться в новой вере. Миропомазание проводится при принятии в православие человека из иной веры, в основном протестантов или старообрядцев.

Исповедь — разговор с батюшкой или открытие души перед Богом, раскаяние о совершенных грехах. После того как пройдена исповедь, человек не должен совершать впредь ничего, что запрещено законом Божьим.

Различия между обрядом елеосвящения, миропомазанием и исповедью заключается в том, что во время Соборования не только отпускаются грехи, а исцеляется душа и тело. Все эти таинства тесно связаны друг с другом, но осуществляются в соборах раздельно, иногда друг за другом: так, исповедь проводится перед соборованием или после него, а миропомазание совершается во время самого таинства.

Оцените статью
Добавить комментарий