Дворового – славянского духа придомовой территории – не стоит путать с Домовым. Эти славянские мифические существа действительно близки между собой, но, в то же время, и довольно сильно отличаются друг от друга.
Дворовой, по верованиям древних славян, находился в подчинении у Домового и занимался исключительно приусадебным участком, скотом и всем, что находилось у людей на подворье. Дворового хозяева к себе не звали и не приглашали. По некоторым поверьям, его должен был найти сам Домовой и взять себе в услужение.
По другим версиям, это был младший брат Домового, который выполнял его поручения.
Вроде бы, Дворовой в славянской мифологии – это помощник, но хозяева его не любили, и во многих бедах именно его и винили. Обвинения часто были вполне обоснованными. Дворовой не любил людей, и они отвечали ему тем же. Он не был агрессивен, и самому человеку вреда не причинял, но вот испортить урожай, или же замучить животное мог запросто.
В этом – двойственность образа славянского духа Дворового. С одной стороны, он был нужен на дворе, и считалось, что порядка без него не будет, а с другой, мог нанести хозяйству и серьезный ущерб.
Внешне Дворовой был похож на Домового, но это так люди считали, ведь им он никогда не показывался. По представлениям древних славян, это были две части единого целого – темная (Дворовой) и светлая (Домовой), поэтому они и не могли существовать друг без друга.
Дворовой – это полный антипод Домового. Если Домовой любит порядок в доме, то дворовой, наоборот, разбрасывает по двору пыль, листья и мусор. Если Домовой защищает и людей, и животных, предупреждает их об опасности, подает сигналы, чтобы спасти их, то Дворового такие проблемы мало интересуют.
Хотя, некоторые древние славяне верили, что Дворовой вредничал, только в том случае, если хозяин сам был виноват. Если мусор разбрасывал по двору – значит, люди были неаккуратными и не следили за порядком. А по поводу животных….. Это мог быть и естественный отбор, а Дворовой убирал только слабых и неспособных дать нормальное потомство.
Таким образом, однозначной трактовки в славянской мифологии Дворовой не имеет. Но все-таки, в большинстве своем, он выступает нейтрально-негативным персонажем. Дел с ним человеку было лучше не иметь.
Дворового старались не гневить, его наоборот задабривали. Он не любил все светлое. Потому, например, купив белую лошадь, хозяева вводили ее во двор только задом и накрыв овечьей шерстью. Если новое животное приходилось не по душе Дворовому, он начинал его изводить: забирал корм, гонял по двору, кусал и пугал…
Определить такое поведение духа было просто: утром скотина, на которую ночью нападал Дворовой, была влажная и с перепуганными глазами. Такую рекомендовали сразу продать, поскольку толку с нее все равно уже не будет. Самое удивительное, что у других хозяев такое животное могло прекрасно прижиться и дать отличное потомство.
Были у древних славян и другие приметы. Дворового могла разгневать женщина, вышедшая на двор с распущенными волосами; еще он не любил, когда работали на огороде после захода солнца. А если уж хозяева затевали на дворе ругань, то это могло надолго его разгневать. Ночью Дворовому оставляли сладости и угощения. Это помогало его задобрить.
По славянским поверьям, любил Дворовой еловые ветки. Если хозяева делали из них импровизированное гнездо и подвешивали его в хлеву, дух мог навсегда остаться жить в этом домике, стать добрым и помогать вести домашнее хозяйство.
Также Дворовой терпеть не мог чужих домашних животных на своем дворе. Их нельзя было пускать ни в коем случае. В таком случае он мог погубить и чужого, и своих замучить.
Если Дворовой сердился и начинал губить скот или портить урожай, а никакие обряды и угощения не помогали, обращались за помощью к Домовому, – просили его прогнать злого Дворового, а себе в помощники найти нового, более доброго и покладистого.
Был и еще один проверенный способ отпугнуть злого духа: нужно было повесить в хлеву убитую сороку. Хозяева старались сделать все, чтобы злой Дворовой ушел со двора и нашел себе новое жилище.