Соборование — специальный ритуал, проводящийся в православной церкви для отпущения грехов, исцеления от душевных и телесных болезней. Проводить соборование может один священник или сразу семь, это зависит от внутренних уставов храма. Проходит обряд по определенным правилам, предварительно необходимо подготовиться к данному мероприятию. История возникновения поможет понять истинную суть ритуала и определить необходимость его проведения.
История возникновения
Изначально соборование имело другое название — елеосвящение. «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека. (см., например: Мк. 2: 3, 5).
Проводили таинство в доме больных, которые не имели физической возможности прийти в православный храм.
С Х века священниками было принято решение разрешить таинство не только над тяжелыми больными, но и над всеми, кто страдает от душевной боли, имеет различные грехи. Такой формат пришел в православную Россию из Греции. Изначально таинство проводили два раза в год: в Великий Четверг и Великую Субботу.
В евангелие есть упоминания о проведении подобных ритуалов, которые проводили апостолы, следуя указу Божьему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12-13 ). Есть упоминание о таинстве в Новом завете, где полностью раскрывается его смысл: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).
Предназначение ритуала заключается в отпущении грехов, умысленно и невольно совершенных, исцелении от душевных и физических болезней.
Для кого проводят ритуал?
Ритуал проводят для всех желающих христиан.
На дому священник совершает обряд над умирающим человеком, отпускает все его мирские грехи и готовит душу к загробной жизни.
Для прохождения ритуала необходимо:
- быть крещеным;
- быть в возрасте старше 7 лет;
- быть трезвым (не употреблять алкоголь и наркотики).
Женщины не допускаются к соборованию во время месячынх, в течение 40 дней после родов.
Можно ли прийти некрещеным?
Священники не рекомендуют собороваться здоровым людям, но некоторые склоняются к тому, что каждый здравствующий человек имеет право пройти обряд в Великий Четверг для отпущения грехов.
Все священнослужители единогласны в том, что участвовать в соборование «нечистым» большой грех. Некрещеные люди не ходят под Богом, не имеют своего Ангела-Хранителя, не защищены определенным святым. После прохождения ритуала необходимо вести праведную жизнь и непрестанно молиться, чего не может сделать некрещеный.
Правила проведения
К елеосвящению необходимо готовиться. О таинстве договариваются заранее со священником. Обсуждают место проведения обряда, который можно осуществить в храме или на дому, если человек тяжело болен и не может самостоятельно добраться до церкви.
Придерживаться поста необходимости нет только в том случае, если ритуал не проводится во время Великих постов. Перед началом таинства священник попросит прийти на исповедь и затем благословит на прохождение соборования. Если исповедь не была пройдена до обряда, то ее необходимо совершить после, вместе с причастием.
Во время соборования производится помазание специальным маслом (елеем), сделанным на основе оливкового эфира. Такой продукт считается священным в мире христианства, ранее его использовали в пищу, как лекарство, для зажжения лампадки. Изобилие эфира воспринималось в древности как божье благословение.
Проведение соборования:
- Вначале священник благословит православных, пришедших на таинство.
- Затем прочитает канон и ектенья (прошение), освящает человека елей.
- Читается семь отрывков из Евангелие и Апостола, совершается молитва.
- После молитвы проводится крестное помазание маслом, разведенном в кагоре.
Во время помазания батюшка освящает важные части тела (нос, лоб, щеки, губы, грудь, руки).
Обряд повторяется семь раз. После последнего раза батюшка прикладывает евангелие ко лбу христианина и читает молитву, отпускающую все грехи. Без покаяния можно отпустить невольные и забытые грехи, кроме:
- абортов;
- убийств;
- блуда;
- отказа от веры.
Чтобы отпустить грехи, раскаяние должно идти от сердца, когда человек действительно сожалеет о содеянном. В таком случае по божьей воле может произойти исцеление.
Соборование не гарантирует исцеление души в том случае, если человек утаил свои поступки. Сокрытие произойдет только от батюшки или самого себя, так как Бог знает обо всех грехах и спрятать от него ничего невозможно.
Именно Господь решает, исцелить или нет душу христианина после прохождения обряда, так как «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время!— его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира »).
Соборование проходит около часа. Одеваться прихожанам рекомендуют как в обычные дни посещения храма. Женщины должны быть в платке и юбке ниже колена, в кофте с закрытыми плечами. Мужчинам рекомендовано надевать костюм или строгую одежду.
Мифы о ритуале
Всего существует пять основных выдумок, пришедших из народа:
- Таинство проводится только в том случае, если человек находится присмерти. Это ошибка. Обряд проводят для тяжелобольных и желающих очиститься от душевной и физической боли.
- Обряд гарантирует полное исцеление. Такое утверждение неверно, выздоровление происходит только по воле Господа. Священник может провести ритуал, но гарантий не дает. Все зависит от искренности и веры человека в момент обряда.
- Соборование необходимо младенцам. До семи лет такой обряд обычно не проводят. Исключение составляет тот случай, если ребенок тяжело болен. Возможность проведения соборования обсуждается с батюшкой отдельно. Считается, что младенец до семи лет ходит под Господом и не нуждается в проведении специальных ритуалов, его душа чиста.
- После таинства нельзя мыться, иначе эффекта не будет. Такое утверждение неверно. Гигиенические процедуры никак не повлияют на состояние души.
- Соборование заменяет исповедь. Такое суждение тоже неверно, так как исповедь — совершенно другой ритуал, который обязательно проводится до или после совершения таинства. Исповедь необходима для отпущения грехов, а соборование для оздоровления души и тела.
Чтобы развеять все мифы и сомнения, необходимо пройти собеседование с батюшкой, задать все волнующие вопросы. Во время беседы священник разъяснит общие правила проведения таинства.
Отличие от миропомазания и исповеди
Миропомазание и исповедь — два совершенно разных таинства, которые проводятся независимо друг от друга. Обычно миропомазание делают сразу после обращения в веру младенца или взрослого человека. Вместе с миропомазанием человеку даются дары Святого духа, помогающие укрепиться в новой вере. Миропомазание проводится при принятии в православие человека из иной веры, в основном протестантов или старообрядцев.
Исповедь — разговор с батюшкой или открытие души перед Богом, раскаяние о совершенных грехах. После того как пройдена исповедь, человек не должен совершать впредь ничего, что запрещено законом Божьим.
Различия между обрядом елеосвящения, миропомазанием и исповедью заключается в том, что во время Соборования не только отпускаются грехи, а исцеляется душа и тело. Все эти таинства тесно связаны друг с другом, но осуществляются в соборах раздельно, иногда друг за другом: так, исповедь проводится перед соборованием или после него, а миропомазание совершается во время самого таинства.