Кикимора в мифологии древних славян – злобное существо, главной целью которого является причинить любой возможный вред людям.
Древние славяне верили, что в Кикимор превращаются мертворожденные младенцы, выкидыши, дети, которых прокляли их родители, а также дети, которые были рождены от греховной связи женщин с огненными змеями.
У Кикиморы нет плоти. В славянской мифологии она описывается как прозрачное создание, растворяющееся в темноте. Но этот энергетический сгусток имел возможность серьезно влиять на любую физическую сущность.
Нападала Кикимора, в основном, на детей или ослабленных духовно людей. Не стоит воспринимать это, как физическое нападение. Понять, что рядом Кикимора, можно было по приступам страха, по страшным снам, по неконтролируемой панике.
Если вовремя не принять мер по защите, могли начаться галлюцинации. Мифическое существо не убивало физически, но высасывало силы, энергию и доводило до такого состояния, что человек сам прерывал свою жизнь.
Маленьких детей Кикимора могла похитить. Наши предки очень этого боялись и старались не оставлять крошек без присмотра, просили славянских Богов защитить их от злого духа.
В славянской мифологии было описано, что стать Кикиморой со всеми доступными ей привилегиями в Темном царстве было не так уж и просто. Нужно было доказать владыкам Тьмы – Чернобогу и Вию – свою преданность. Для этого сначала следовало погубить определенное количество душ, а потом пройти целый ряд испытаний.
Со временем, отношение к Кикиморе у славян начало меняться. А может, она перестала быть такой злобной? Как бы то ни было, но в более современных легендах говорилось, что она почти безвредна.
Да, она могла напугать ребенка, или захихикать, заставив одинокого странника озираться по сторонам. Могла нашкодничать Кикимора и в доме, или на подворье. Она била посуду и разбрасывала мусор. Но тут в борьбу с ней вступали Домовой и Дворовой.
Могла Кикимора и дернуть за волосы, но страшного вреда людям не причиняла.
По описаниям, Кикимора не сколько страшная, сколько мерзкая и противная. Живет она в хлеву, на чердаке или в доме в углу, куда сметается весь мусор. Очень интересно, что никаких половых признаков Кикимора не имеет. Единственное, что свидетельствует о ее принадлежности к женскому роду – длинные волосы. Носит это славянское мифическое существо рваную льняную рубаху и другое рванье. Часто присутствуют побрякушки типа бус, но старые и порченые.
Не следует путать Кикимору с Кикиморой болотной. Во втором случае это существо более близко к Русалкам или другим водным духам.
Спорными являются и утверждения и о том, что Кикимора умеет петь. Возможно, ее голос казался прекрасным только очарованным странникам. На самом же деле, он был ужасен, и при первом же звуке у людей мурашки от страха по всему телу бежали.
Чарующим голосом обладала Русалка. Хотя, вполне возможно, что она отдавала свою добычу Кикиморе. В славянских легендах рассказывалось, что Русалка искала свою любовь, своего погибшего парня и видела его в каждом путнике. Когда же она понимала, что это не он, она в гневе бросала его на растерзание черным силам. Вполне вероятно, что это и была Кикимора.
Древние славяне знали, как победить Кикимору, и читали для этого специальные заговоры. Также для защиты от нее регулярно использовались серебро, соль, чеснок и полынь.
Славяне верили, что в дом, возле порога которого зарыт серебряный предмет или сделана дорожка из соли, Кикимора никогда не войдет. Если же Кикимора все-таки нападала, необходимо было провести специальный обряд, в котором были задействованы не только все жители дома, но и соседи, – ведь она могла в любой момент переметнуться на них.
Некоторые исследователи древнеславянской мифологии утверждают, что Кикимора могла быть Домовихой, женой Домового. Это ничем не подтверждено, но вполне возможно. Иногда также можно встретиться с утверждением, что Кикимора – родственница, или двоюродная сестра Бабы Яги, но, ни славянские легенды, ни другие фольклорные источники, эту версию не подтверждают.