Полевик – мифическое существо славян, дух поля

Полевик – мифическое существо славян
Полевик или Полевой в мифологии славян – это хозяин полей. Несмотря на то, что к нему у наших предков было особенное, почтенное отношение, упоминаний о духе сохранилось немного, и образ его, дошедший до наших дней, довольно смутен и ясен не до конца.

Даже имен у этого духа множество: Полевик, Дедушко-полевушко, Полевой, Дедко полевой, Полевой батюшко, Полевой хозяин, Полевой черт, Житный дед.

Описывается Полевик по-разному. Иногда его сравнивают с существом, которое имеет одновременно и человеческие черты, и черты животных, а также признаки нечистой силы. Во многом это зависит от местности, в которой обитает дух.

Если вокруг поля, за которое на него возлагалась «ответственность» был лес, Полевик мог иметь черты его обитателей. Если же в этой местности проводился выпас домашней скотины, то и мифическое существо могло напоминать именно ее. А если вокруг высеянного участка была степь, дух полей мог появляться в виде облака с искрами или разноцветными огоньками.

В народных сказках и былинах Полевика часто описывают как высокого мужика с ярко рыжими волосами и густой огненной бородой, в ярко-красной рубахе. Иногда хозяина поля представляли в виде нагого, черного как земля человека, с волосами из травы и разноцветными глазами.

В Украине Полевик зачастую ассоциировался со стариком, одетым во все белое. А белорусы считали, что он полностью сливается с полем и увидеть его можно, лишь благодаря ярко выделяющимся на общем фоне глазам.

По народным поверьям, обитает Полевик среди камней у края поля, возле межевых столбов, под деревьями и кустами посреди поля, иногда в лесу или на перекрестках дорог. Также зачастую живет он в ямах, которые есть возле поля. Поэтому в них категорически запрещено выбрасывать мусор. Это может разгневать «хозяина».

Активность мифического духа начинается не с утра, когда проводятся основные работы, а в полдень. В это время Полевик осматривает владения. Из-за этого Полевика часто путают с Полуденницей, но эти духи не имеют ничего общего, кроме появления в полдень.

Народные поверья о Полевике

Традиционно, Полевику произносили устные просьбы. Они касались, прежде всего, заботы о скотине и посевах. Если пропадала корова или другое животное, надо было отнести Полевику три копейки и кусочек ржаного хлеба. Тогда он обязательно помогал.

Но были и специальные ритуалы, которые проводились, чтобы задобрить хозяина полей. Перед началом работ в поле ему приносили дары и просили защитить участок.

Во время появления первых всходов Полевого батюшку «угощали» зерном, водили в его честь хороводы и пели песни. А третий раз чествовали Полевика после сбора урожая, благодаря его за помощь и прося оказать такую же поддержку в следующем году. Приносили в подарок духу, как правило, куриные яйца и петуха.

Если все делалось правильно, Полевик «своих» людей не трогал, но относился к людскому роду в целом враждебно, и особенно не любил посторонних, случайно зашедших в его владения. Он мог запутать, сбить с пути, наслать солнечный удар или лихорадку и даже убить.

Особенно часто его жертвами становились люди пьяные или те, кто ругался, выяснял отношения на поле. Иногда нападал Полевик и на детей, собирающих цветы.

Понять, что дух недоволен, можно было, если поле при всех стараниях зарастало сорняками, если совсем рядом шел дождь, но до этого участка так и не доходил, если скотина была облеплена насекомыми, если выращиваемые культуры гибли прямо на глазах.

Очень опасно было злить Полевика. В отместку он мог наслать солнечный удар, взбесить скотину и сделать так, чтобы она задавила хозяина, забрать ребенка.

Но трудолюбивым хозяин полей помогал. Люди верили, что если ленивый ляжет спать в полдень, Полевик отхлещет его плетью, а трудолюбивого защитит от жары и даже ветерок прохладный на него нашлет. Есть даже легенда о том, как два голодных путника встретили Полевика и попросили у него хлеба. Дух спас только того, у кого на ладонях были трудовые мозоли.

Вместе с тем, увидеть или услышать Полевика считалось дурной приметой. Впрочем, поле у крестьян не считалось враждебной стихией. Видимо, именно поэтому и столь редки упоминания об агрессивном духе полей.

Мифические существа

Славянская культура

Оцените статью
Добавить комментарий